___________________________________________________________________________________________________________________

Праздник Троица

Лето – лучшая пора года! Дыхание ее неотразимо чувствуется в природе, стоит только посмотреть на эту сияющую лазурь, на уже пробившуюся травку, полюбоваться на порхающих бабочек, на цветущие луга и сады.

Такое раздолье, такой свет и простор повсюду!

Сколько сил принесла с собой волшебница – весна. Эта улыбка просыпающейся красавицы – природы! Сколько ласки, неги она вдохнула в душу человека! А теперь вступает в силу лето.

И как-то веселее дышится под покровом лета, сильнее хочется верить и надеяться, сердце учащенно бьется в ожидании чего-то радостного и светлого…

Праздник цветения жизни наступает в природе, и все поддается его очарованию, все словно молодеет и готовится опять вступить в свои права, готовится с новой энергией взяться за дело.

Гармоничным представляется совпадение с этим возрождением природы большого христианского торжества.

Известно, что летний праздник – Троицы связывают у нашего народа со множеством развлечений, поверий, обрядов. Вся седьмая неделя после Пасхи празднуется народом одинаково широко почти по всей России, отличаясь, однако, в некоторых местах своими особенностями.

Прежде всего, надо заметить, что седьмая неделя после Пасхи в разных уездах нашей губернии известна, под разными названиями, а именно: Семицкой, Троицкой, Русальской и Зеленых Святок.

Семицкой называется она по вполне понятному основанию, т. е. приходится седьмой по счету неделей после Пасхи. Название Троицкой она получила от праздника совершаемого церковью на этой неделе. Наименование Русальской стоит в прямой зависимости от народной веры в русалок, в образе которых будто бы являются души умерших. Русалки, по народному поверью, в бесчисленном множестве населяют реки, озера и пруды, где живут постоянно, а в седьмую неделю после Пасхи выходят из подводного царства и странствуют по земле до Петрова дня. В это время они избирают местом своего пребывания преимущественно леса, где обитают на деревьях. В полночную пору, а иногда и в полуденную, они со смехом и шумом плещутся на поверхности воды или же на берегу рек водят хороводы, пляшут и поют песни. Поэтому в Русальскую неделю наши крестьяне боялись купаться в реке и особенно хлопать в ладоши, чтобы не привлечь внимания русалок, которые обязательно утопят неосторожного купальщика. От этой народной веры в русалок и получила название неделя перед троицей Русальской. Называется она еще среди простонародья Зелеными Святками. Распространенный повсеместно народный обычай украшать жилища разной зеленью еще больше упрочил за Троицкой неделей название Зеленых Святок.

Праздник Троицы отмечается в пятидесятый день после Пасхи, в последний день седьмой недели, совершается в честь и прославление Святой Троицы и в память сошествия Святого Духа на апостолов. Праздник Троицы называют еще пятидесятницей.

В нашей Орловской  губернии существовали в селах некоторые обряды и обычаи, охотно поддерживаемые и ежегодно соблюдаемые крестьянами, с одной стороны, как средство для веселья и развлечения, а с другой стороны, как остаток суеверных предрассудков.

Из таких обрядов и развлечений заслуживают внимания по своей распространенности следующие: употребление древесных ветвей и зелени, завивание березы и венков, гадание в лесах и на берегах рек, «крещение кукушки» и «моление каравая», обычай «Кумиться» и водить веселые хороводы.

На Семицкой неделе и на седьмой день Троицы народ целыми толпами в лучших праздничных нарядах ходит в поля и леса собирать разные благовонные травы и цветы. Этой зеленью украшаются дома снаружи и внутри по стенам, полы устилаются травой, а окна душистыми цветами.

Троицкие празднества справляются народом в лесах, особенно на тенистых берегах рек и озер. Сельская молодежь запасалась разными съестными продуктами и с веселым пением отправлялась в леса. Там выбирали широкую поляну под развесистыми березами, варили общую кашу, жарили яичницу и пекли каравай. Пока готовились кушанья, девушки отыскивали две близко стоящие березы и связывали их ветви между собой в виде венка. Потом при пении песен все подруги, желающие «покумиться под кукушкой», целуются три раза сквозь венок и меняются крестами и кольцами с обещанием сохранить вечную дружбу. Этим и заканчивается обряд «крещение кукушки». После чего начинается другой обряд - «моленья каравая». Все присутствующие садились в кружок около разостланной на траве скатерти, куда ставились приготовленные кушанья. Первая ложка с одним из кушаний бросалась через плечо, назад «кукушке» с различными приговорами. Чаще всего тут гадали о своей судьбе. По окончании общего угощения переходили к новому обряду – «завивание березки». Для этого выбирали кудрявую березу, украшали ее цветами, платками и лентами и все около нее веселились, пели песни, плясали и играли в горелки.

В монографии «Традиции духовно-нравственной культуры Орловского края (праздники, обряды)» (Орел, 2014) В. В. Белозерова пишет: «Крестьяне Орловского уезда собирались в роще, на прекрасной полянке, окруженной с трех сторон дубами и березняком с кустарниками орешника, с четвертой – видом на гору Кудеяра-разбойника….

Место гуляний для всех сословий было разное. Например, в г. Орле на левом берегу Оки были установлены «рели круговые и веревчатые». Здесь гулял и качался простой народ, а на дорогах, ведущих в Мамонову рощу, стоял караул из ординарцев и не пускал туда ни одного человека. Там устраивались качели и все празднество для высшего сословия. Троицу в г. Орле отмечали в Монастырской роще, позже перешла «гульба» в Мамонову рощу. В 1816 г. она проведена в Жилиной роще господина Костомарова, в 1839 г. – в общественном саду».

Заключительным актом всех этих торжеств являлось «завивание венков». Венки завиваются обыкновенно из зеленых ветвей березы и цветов. Молодежь водит хороводы с песнями. Уже вечером, повеселившись и наигравшись, молодежь с венками отправлялась на берег реки, озера или пруда, где бросали на воду свои венки и гадали по их положению о грядущей судьбе. Обрядом завивания венков и гадания по ним и заканчивали народное торжество в Троицкие дни, и молодежь с песнями возвращалась домой. Конечно, порядок при соблюдении описанных народных церемоний и даже форма их не везде одинаковы, что всецело зависит от умения и опытности главных руководителей обрядами и играми.

Непременной принадлежностью празднично-обрядового цикла и его развлечением были Троицкие хороводы.

Международный фольклорный праздник «Троицкие хороводы в Орловском полесье» на протяжении многих лет собирает на Орловской земле истинных любителей и хранителей народных традиций! И наша дружеская встреча в этом году состоится в XXI раз, ведь традиции русского народа являются источником наших самых ярких впечатлений.

 Библиографический список

1. Белозерова, В. В. Традиции духовно-нравственной культуры Орловского края (праздники, обряды) : монография / В. В. Белозерова. – Орел : Картуш, 2014. – 396 с.

2. Записки Никиты Ивановича Толубеева (1780-1809) : рукоп. из собр. Андрея Александровича Титова. – Изд. ред. ист. журн. «Русская старина». – Санкт-Петербург : Тип. В. С. Балашова, 1899. – 158 с.

Празднование Троицы в Орле в начале XIX в. – с. 10-13.

3. Неделин, В. Жизнь и быт орлян в XVII в. / В. Неделин // Орел изначальный XVI-XVIIIвв. История. Архитектура. Жизнь и быт / В. Неделин. – Орел, 2001. – С. 133-154.

4. Пясецкий, Г. М. [Троица на площадях г. Орла] // Забытая история Орла / Г. М. Пясецкий. – Орел, 1993. – С. 132–133.

 

Л. П. Хоменкова, ведущий библиограф отдела краеведческих документов

Орловской областной научной универсальной публичной библиотеки им. И. А. Бунина

 

 

 

   
   

 

   
 

____________________________________________________________________________________________________________________

 
          Top.Mail.Ru